Гривну придется обвалить, грядет девальвация
Для многих украинцев, в отличие от профессиональных экономистов, главным индикатором здоровья национальной экономики не динамика ВВП, не рост промышленного производства или инвестиционной активности, а курс гривны. Чем крепче гривна — тем лучше, считают люди. Об этом сообщает «Стена» со ссылкой на «hromadske».
Между тем в украинской экономике — из-за большой войны, но не только — сложилась такая ситуация, что гривну, скорее всего, придется девальвировать, то есть удешевить по отношению к доллару.
Это может быть более быстрый или более медленный процесс, более или менее болезненный, но в перспективе его вряд ли можно избежать. Что и почему может ожидать.
Почему возникла необходимость девальвировать гривну.
В середине октября стало известно, что Международный валютный фонд рекомендует Национальному банку провести контролируемую девальвацию гривны. Эту рекомендацию достаточно сложно проигнорировать, ведь именно сейчас Украина ведет с МВФ переговоры о новой кредитной программе.
Нынешняя программа, которая началась в марте 2023-го и имеет объем 15,5 миллиарда долларов, подходит к своему завершению. Так, МВФ в рамках этой программы уже выделил Украине 10,6 миллиарда долларов, тогда как остаток средств придется потратить, чтобы погасить предыдущие долги Украины перед МВФ.
Объем новой программы может составлять около 8 миллиардов долларов — не так много, но и не мало. Особенно, если учесть важность в принципе иметь программу МВФ — именно на основе оценок, подсчетов и рекомендаций МВФ принимаются более крупные программы финансовой помощи для Украины — от Евросоюза и «Большой семерки».
Максим Самойлюк, экономист Центра экономической стратегии, прогнозирует, что МВФ, который был достаточно мягким в своих требованиях к Украине с начала большой войны, теперь ужесточится.
«Сотрудничество должно стать инструментом реальных реформ: менее снисходительным к украинской власти, с четкими условиями там, где есть значительное политическое сопротивление. А там, где реформы болезненны, условиями должны стать предварительные меры, согласованные еще до начала действия новой программы, чтобы не было соблазна игнорировать важные решения», — считает Самойлюк.
К примеру, МВФ уже достаточно давно рекомендует Украине поднять ставку НДС для увеличения бюджетных доходов. Как и девальвация, это довольно непопулярная мера.
Соответственно, если МВФ будет настаивать на девальвации гривны, Нацбанку будет достаточно тяжело сопротивляться, хотя он может и постараться это сделать.
«МВФ никогда не был сторонником того, чтобы гривна усиливалась», — отмечает в разговоре с капитаном Тарас Козак, президент инвестиционной группы «Универ».
"Суть такова, что и Кабмин давно хочет девальвировать гривну", - считает экономический эксперт Олег Гетман.
Но как может помочь девальвация решить финансовые проблемы Украины?
«Когда МВФ приходит в страну, то делает это, чтобы чисто сбалансировать два дефицита — торговый и бюджетный. Они смотрят только на эти две вещи. Если в бюджете дефицит, а еще торговый дефицит, МВФ говорит: "Вот, смотрите, эти две вещи прекрасно решаются. Девальвируете национальную валюту — и торговый дефицит становится меньше, и дополнительные деньги для бюджета появляются", — объясняет Дмитрий Боярчук, исполнительный директор экспертного центра Case Ukraine.
Украинский бюджетный дефицит остается очень высоким. Так, по оценкам министра финансов Сергея Марченко, непокрытая потребность во внешнем финансировании на 2026-2027 годы составляет около 60 миллиардов долларов. Но предыдущие годы показали, что обычно дефицит госбюджета оказывается еще больше, чем планировал Минфин.
Поскольку международная помощь оказывается Украине в валюте — долларах и евро, — при условии девальвации гривны правительство сможет наполнить бюджет большим количеством средств. Просто из-за того, что доллары и евро будут стоить дороже. Есть и другие эффекты: да, удорожают импортные товары, а потому возрастут сборы НДС на импорт.
Удорожание доллара на 1 гривну дало бы бюджету дополнительно 45-50 миллиардов гривен поступлений от обмена правительством иностранной валюты, подсчитали аналитики инвестгруппы ICU.
Но существует взгляд, что правительству лучше отказаться от неэффективных расходов государственного бюджета, чем настаивать на девальвации гривны, что может вызвать ускоренную инфляцию, то есть ускоренный рост цен, а следовательно, и падение платежеспособности граждан.
«В Минфине, в Кабмине лучше бы занялись срезанием неэффективных расходов, таких как неэффективный кэшбек на украинское, — это 4 миллиарда гривен; стратегические коммуникации - еще на 4 миллиарда гривен; опять же серьезные средства на дороги — это еще примерно десяток миллиардов гривен. Лучше пусть правительство урезает неэффективные расходы, чем пытается собрать новый инфляционный налог», — отмечает экономический эксперт Олег Гетман.
Своими подсчетами поделился также экономист Илья Несходовский, руководитель аналитического направления сети «АНТС»: «Просто задумайтесь: в том случае, если бы Национальный банк реализовал курс гривны, заложенный в бюджете 2025 года, а это 45 гривен за доллар, бюджет дополнительно получил бы 168 миллиардов гривен. Поэтому искусственное содержание курса, конечно, не идет на пользу экономике».
Для понимания: все доходы украинского госбюджета в 2026 должны составлять, согласно плану, 2,8 триллиона гривен.
Чтобы не допустить падения гривны, НБУ осуществляет так называемые валютные интервенции — продает доллары на валютном рынке тем, кто в этих долларах нуждается. Но это достаточно дорогой инструмент: он может стоить НБУ 2-3 миллиарда долларов ежемесячно, иногда больше. С начала года эта сумма составляет 26 миллиардов долларов.
В иностранной валюте нуждаются прежде всего компании-импортеры, которые завозят в Украину товары из-за рубежа — для продажи или для собственного использования. Так, сейчас объемы импорта в Украину превышают объемы экспорта в два раза. По данным Государственной таможенной службы, в течение девяти месяцев 2025 Украина импортировала товаров на 60,1 миллиарда долларов, а экспортировала — всего на 29,5 миллиарда долларов. Соответственно торговый дефицит составляет 30,6 миллиарда долларов. В прошлом году за это время он составил 20,5 миллиарда долларов.
Следовательно, только за девять месяцев года более 30 миллиардов долларов покидают финансовую систему Украины, чтобы рассчитаться за импортные поставки. Пока гривня достаточно крепкая, как сейчас, эти импортные товары остаются достаточно доступными.
«При неизменном курсе гривны к доллару мы имеем постепенное укрепление национальной валюты в реальном измерении. Это один из факторов, хотя и не самый важный, формирующих рекордно высокий дефицит внешней торговли Украины. Так что его можно было бы нивелировать, делая гривну незначительно дешевле в долгосрочном периоде», — отмечают аналитики инвестгруппы ICU.
Основные категории украинского импорта – это оружие, военное оборудование, автомобили, химическая продукция и энергетическое сырье и необходимая для энергосистемы техника.
Вряд ли следует ожидать, что до завершения войны может упасть импорт оружия или импорт энергоносителей, поэтому торговый дефицит грозит оставаться высоким. Но все же более слабая гривна могла бы его уменьшить. С другой стороны, в случае завершения войны объем импорта должен упасть автоматически, так как упадут объемы закупок оружия и энергетических товаров.
«Субсидируя торговый дефицит, такую вот крепкую гривну, мы немного неадекватно оцениваем ситуацию, в которой мы находимся. Помимо энергетического оборудования многое импортируется из того, что, грубо говоря, не должно было бы импортироваться, если было бы свободное курсообразование гривны. Например, те же продукты. Ни для кого не секрет, что некоторые продукты питания в Украине стоят дороже, чем в Польше. Поэтому импорт продуктов в Украину растет», — говорит Дмитрий Боярчук из Case Ukraine.
«Нормальная экономика предполагает, что вы конкурентоспособны, ваш экспорт конкурентоспособен и вы ориентируетесь на него, чтобы профинансировать импорт, а не на то, чтобы брать вагонами в долг или привлекать помощь и на нее что-то импортировать», — говорит Павел Кухта, бывший исполняющий обязанности министра экономики.
Но примет ли Национальный банк все эти аргументы, чтобы начать контролируемую девальвацию гривны? Ведь точно можно сказать, что украинцам любая девальвация, контролируемая или неконтролируемая, не понравится, потому что поднимутся цены, уменьшится их платежеспособность. Следовательно, руководство НБУ почувствует на себе волны народного недовольства.
Во время недавнего прессбрифинга глава НБУ Андрей Пышный так ответил на вопрос о рекомендации МВФ девальвировать гривну: «В фокусе нашего сотрудничества с МВФ всегда были и остаются вопросы ценовой стабильности и внешней устойчивости. Во время каждого просмотра у нас проходят дискуссии, охватывающие широкий круг вопросов.
НБУ реализует свою валютно-курсовую политику в рамках стратегических документов, которые мы разработали и согласовали в рамках действующей программы (с МВФ). Однако мы понимаем, как и наши партнеры, что окончательное решение по валютно-курсовой политике остается за НБУ, как и ответственность.
Политика НБУ была и остается направлена на то, чтобы обеспечить ценовую стабильность, устойчивость валютного рынка, привлекательность гривневых активов и макрофинансовую стабильность».
Собственно руководство НБУ, прежде чем реализовывать политику девальвации, будет объяснить необходимость такого шага президенту Владимиру Зеленскому и его Офису и получить «ок». Потенциально ведь девальвация может ударить и по политическим рейтингам Зеленского.
«Думаю, что в любом случае политический фактор в эти расчеты будет вмешиваться. Без вариантов. И как это будет конкретно выглядеть? Как визит главы Нацбанка в Офис президента, как звонок из Офиса главе Нацбанка или еще что-нибудь? Трудно сказать. Но ясно, что Нацбанк не может не учитывать этот фактор в своих расчетах. Это точно будет, и это точно играет определенную роль», — комментирует Павел Кухта, бывший исполняющий обязанности министра экономики.
Как выглядит девальвация
Недавно курс гривны снова пересек отметку в 42 гривны за доллар, фактически вернувшись к тому фиксировавшемуся в начале года значению — в январе. В течение года украинская валюта даже немного укреплялась и несколько месяцев находилась на уровне 41,5 гривны за доллар.
Такой крепкий курс — прямой результат валютных интервенций Нацбанка. Без них курс был бы совсем другой.
«Вообще скажу так: если бы не Национальный банк, у нас должен быть курс на сегодня — 50-70 гривен за доллар. Почему? Ибо когда у нас импорт в два раза больше экспорта, то у нас должна быть просто безумная девальвация на десятки процентов», — говорит Илья Несходовский из сети «АНТС».
То есть если НБУ сейчас просто отпустит курс, гривна девальвирует достаточно сильно. Поэтому стоит вопрос, как стремительно следует девальвировать гривну, учитывая, что все основные цифры украинской экономики должны соответствовать рекомендациям и расчетам МВФ, иначе могут возникнуть проблемы.
МВФ прогнозирует, что средний курс гривны к доллару в течение 2026 года будет составлять 45,4 гривны за доллар. В то же время, украинский Минфин заложил в проект государственного бюджета 2026 года курс 45,7 гривны за доллар. Это может быть ориентиром, к какой девальвации следует готовиться украинцам. Правда, она может продолжаться и в течение последующих лет.
Сценарии девальвации могут быть разными – от достижения конкретного показателя курса за короткий период до медленной девальвации, растянутой во времени. Но НБУ, наконец, нужно выйти на тот курс гривны, который поможет сбалансировать госбюджет и торговый баланс.
«Может быть и такой, и такой вариант, но если это незначительный, плавный рост доллара, то население, конечно, не очень на это болезненно реагирует. Ну вырос он немного – и ничего. Один-два процента за несколько месяцев – это незаметно и не больно. К концу этого года курс может быть 43-44 гривны за доллар, а в следующем году — рост где-то до 45-46 гривен», — прогнозирует Тарас Козак из инвестгруппы «Универ».
Аналитики ICU в свою очередь предполагают незначительное ослабление гривни по отношению к доллару: до 42,4 гривны за доллар до конца 2025 года и до 44,5 гривни за доллар до конца 2026 года.
"Пожелания МВФ, конечно, будут играть решающую роль в решении НБУ постепенно ослабить гривну", - добавляют они.
Украинцы помнят три больших девальвации из прошлого. Первая — произошедшая в результате мирового финансового кризиса 2008 года и повысившая стоимость доллара с 5 гривен до 8 гривен. Это было очень болезненно для населения.
Не менее болезненной была другая девальвация — 2014-2015 годов, которую, кстати, Украина тоже проводила по рекомендациям МВФ, который также больше заботился о дефиците государственного бюджета, чем платежеспособность граждан. Тогда гривна девальвировала с 8 гривен за доллар до 25 гривен, а затем пошла еще немного дальше. Это вызывало экономический шок.
Третья девальвация — произошедшая с началом большой войны в 2022-м и приведшая гривну к ее нынешнему курсу.
«Я думаю, что лучше делать девальвацию сейчас — медленно, умеренно, чем потом оказаться перед необходимостью переставлять, скажем, курс 42 на курс 52 или на курс 60. Лучше это делать постепенно. Это мое такое мнение. Думаю, что это дискуссионный для многих вопрос», — рассуждает экономист Дмитрий Боярчук.
Если отложить девальвацию на период после завершения войны, там тоже могут возникнуть серьезные экономические проблемы.
«Откровенно говоря, я не думаю, что сейчас мы можем говорить о каком-то буме инвестиций после завершения боевых действий. Не та ситуация. Все понимают, что будет какой-то период достаточно тяжелой для нашей адаптации. После боевых действий может быть период, который будет тяжелее с экономической и социальной точки зрения, чем даже во время войны. Если на это еще не кладется шоковая девальвация, будет очень тяжело», – добавляет Дмитрий Боярчук.
А еще украинцам стоит приготовиться, что в случае даже «контролируемой девальвации» цены, вероятно, не прекратят рост — может произойти ускорение. Подорожают, прежде всего, импортные товары — среди них и пищевые продукты. Никто не гарантирует, что вслед за удорожанием импорта украинские пищевые производители не начнут поднимать и свои цены.
После определенного снижения за последние месяцы уровень потребительской инфляции в Украине в настоящее время составляет 11,9%. В течение года она превышала 15%. НБУ прогнозирует, что, несмотря на риски ускорения инфляции, она все же упадет до 9,2% по состоянию на конец года и до 6,6% в 2026 году.
Почему НБУ так считает? Регулятор верит, что его политика процентных ставок удержит цены избыточного роста.
Так, 23 октября НБУ принял решение сохранить учетную ставку на уровне 15,5%, хотя финансовый рынок ожидал ее снижения из-за замедления инфляции. Однако в НБУ считают, что с инфляцией не все так хорошо, а еще заботятся, чтобы процентные ставки по государственным облигациям и банковским депозитам, следующим за учетной ставкой, оставались высокими, чтобы украинцы не побежали покупать доллары и евро.
«Сейчас инфляция уже пошла на убыль — и это уже позволяет им, Национальному банку, немного отпустить доллар, чтобы он вырос, прислушаться к этим пожеланиям МВФ. И это даст определенный рост инфляции, но в целом инфляция падает, поэтому это будет некритично.
Именно по этим соображениям, я так думаю, Нацбанк не опустил учетную - он понимает, что определенный рост доллара даст определенный инфляционный импульс и этот импульс нужно сдерживать высокой учетной ставкой», - объясняет Тарас Козак, президент инвестгруппы «Универ».
"Удорожание доллара в соответствии с нашим прогнозом (42,4 гривны за доллар до конца 2025 года и до 44,5 гривни за доллар до конца 2026 года) может совокупно прибавить два процентных пункта инфляции на горизонте до 18 месяцев", - прогнозируют аналитики ICU.
«Сложность любых экономических действий в Украине — того, что предпринимает любой бизнес, инвестор, государство, — это прежде всего безумная неопределенность», — напоминает экс-исполняющий обязанности министра экономики Павел Кухта.
Недавно мы рассказывали, переход на электронные деньги: в Нацбанке сказали, когда введут "єГривню".
Также «Стена» сообщала, доллар и евро трещат по швам, Нацбанк и ПриватБанк резко переписали курс валют.
Еще мы писали, обмен валют, на наличку вводят ограничения, что делать.